Статья 5423

Название статьи

МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ УНИВЕРСИТЕТОВ 

Авторы

Галина Владимировна Суровицкая, доктор экономических наук, доцент, начальник отдела менеджмента качества, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40); профессор, Пензенский казачий институт технологий (филиал) Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет) (Россия, г. Пенза, ул. Володарского, 6),  gvs_kachestvo@inbox.ru

Аннотация

Актуальность и цели. Достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г. осуществляется путем реализации национальных проектов. Программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», запущенная в рамках национального проекта «Наука и университеты», потребует внедрения новых подходов к управлению персоналом университетов-участников. Цель работы – развитие теоретико-методических положений совершенствования механизмов управления человеческим капиталом региональных университетов Приволжского федерального округа, участвующих в программе «Приоритет 2030». Материалы и методы. Реализация задач исследования достигнута на основе анализа эффективности механизмов управления человеческим капиталом университетов округа, получивших государственную поддержку только в виде базовой части гранта. При этом использованы данные Национального рейтинга университетов 2019–2023 гг., которые отражают эффективность механизмов на старте программы «Приоритет 2030». Наряду с бенчмаркинговым анализом применен сравнительный анализ программ развития университетов в срезе содержания разделов, посвященных управлению человеческим капиталом. Результаты. По результатам корреляционного анализа массивов балльных значений по данным Национального рейтинга университетов у большинства исследованных университетов не обнаружено существенной взаимосвязи показателей, характеризующих влияние механизмов стимулирования персонала на позиции в частных рейтингах, характеризующих результаты научно-исследовательской и инновационной деятельности. Анализ программ развития университетов на период до 2030 г. показал доминирование подходов, связанных с развитием профессиональных компетенций научно-педагогических работников университетов. Выводы. Целесообразно расширить возможности механизмов управления человеческим капиталом за счет охвата других категорий сотрудников и расширения спектра компетенций, которые необходимо совершенствовать. Проведенные исследования не претендуют на полноту картины относительно всей группы университетов, вошедших в программу «Приоритет 2030», так как охватывает только часть ее участников. Работа представляет интерес для исследователей системы высшего образования в контексте диверсификации механизмов повышения эффективности деятельности.

Ключевые слова

университет, человеческий капитал, управление, модель, механизмы

 

 Скачать статью в формате PDF

Для цитирования:

Суровицкая Г. В. Модели управления человеческим капиталом университетов // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2023. № 4. С. 91–100. doi: 10.21685/2227-8486-2023-4-5

 

Дата создания: 14.12.2023 09:05
Дата обновления: 14.12.2023 10:02