Авторы |
Светлана Владимировна Зинченко, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и государственного управления, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: slatynova@mail.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Исследование направлений трансформации логистических процессов, связанных с развитием электронной коммерции и изменением потребительских привычек, позволило определить, что логистика на этапе последней мили является одним из самых важных и в то же время сложных звеньев в управлении цепями поставок современных организаций. От эффективности управления логистикой на этапе последней мили зависят качество клиентского опыта и позиция организации среди конкурентов, что и обусловило актуальность данного исследования, целями которого являются изучение структуры рынка логистики на этапе последней мили и определение основных игроков, выявление тенденций развития рынка, исследование особенностей, проблем его функционирования и аспектов управления логистикой на этапе последней мили. Материалы и методы. Методологическую базу исследования составили общенаучные и специальные методы. Были использованы методы сбора, обработки и анализа данных о развитии рынка электронной коммерции в Российской Федерации, методы сравнения и обобщения информации, анализа и синтеза, вторичные и первичные маркетинговые исследования. Информационной базой исследования послужили результаты научных и маркетинговых исследований рынка электронной коммерции, публикации экспертов, аналитические отчеты исследовательских компаний «Data Insight», «Shoppers», «КНОРУС КОНСАЛТИНГ», данные интернетмагазинов и маркетплейсов, сервисов доставки, собственные исследования автора. Результаты. Было рассмотрено устройство рынка логистики на этапе последней мили, выявлены произошедшие на российском рынке логистики последней мили изменения, основные тенденции, направления и проблемы его развития, а также предло- жены актуальные решения. Выделено несколько определяющих аспектов, влияющих на процесс управления логистикой на этапе последней мили: рост рынка электронной коммерции и трансформация запросов онлайн-потребителей к организации доставки продукции на этапе последней мили; усложнение и цифровая трансформация логистических процессов, появление новых игроков рынка и развитие коллабораций, экологизация логистики последней мили в контексте политики устойчивого развития. Выводы. Логистика на этапе последней мили является одним из самых ресурсоемких звеньев в цепочке поставок. Для осуществления эффективного управления логистическими бизнес-процессами на этапе последней мили организациям необходимо учитывать различные аспекты: организационные, конкурентные, ценностные, технологические и экологические.
|
Ключевые слова
|
логистика для электронной торговли, логистика последней мили, электронная коммерция, предпочтения онлайн-потребителей, доставка продукции
|
Для цитирования:
|
Зинченко С. В. Аспекты управления логистикой на этапе последней мили // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2024. № 3. С. 55–70. doi: 10.21685/2227-8486-2024-3-5
|