Авторы |
Власов Андрей Васильевич, преподаватель, Школа бизнес-информатики Национального исследовательского
университета «Высшая школа экономики» (ВШБИ НИУ ВШЭ); аспирант, Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации; консультант, DeMontroyal, E-mail: avvlasov@fa.ru
Гаибов Гурбан Сохбат оглы, студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации;
стажер, DeMontroyal, E-mail: qayibov.98@mail.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Современные ученые, изучая экономическую науку и исследуя различного рода экономические процессы и явления, стараются все больше обогатить экономическую науку и выявить основные перспективы и
тенденции развития самой экономики как науки. С этой целью ученые обращаются за помощью к другим наукам и используют их методологию и инструментарий. В XXI в. широко развивается и доминирует в современной экономической науке неоклассическая концепция экономики. В центре данной научной теории стоит «экономический человек», который, опираясь на свои знания, опыт и предпочтения, старается получить максимальную выгоду и поступает рационально. Но не всегда создается такая идеальная картина, и бывают ситуации, когда над экономическим человеком берут верх эмоции, его поведение отклоняется от рационального и нередко становится нерациональным. Изучением различного рода аномалий и парадоксов в поведении человека экономического занимается особая область экономической науки – «поведенческая экономика». Дан обзор основных аспектов новых направлений в рамках экспериментальной экономики – поведенческой экономики и нейроэкономики. Рассматриваются историческое становление, идеи сторонников и специфические методологические проблемы двух данных направлений экономической науки.
Материалы и методы. Методологической основой послужил теоретический анализ аспектов развития поведенческой экономики. При исследовании применялись анализ исторического становления и ретроспективный анализ данной области экономики. Методологическим инструментарием послужили общенаучные методы, такие как дедукция, индукция, синтез и логический анализ.
Результаты. Ярко представлена роль поведенческой экономики в целом в экономической науке. Подробно описан генезис данной области экономики и выявлены присущие ей современные проблемы. На основе собранного материала о поведенческой экономике приведена информация практически по всем достижениям и открытиям сторонников данного направления.
Выводы. Сделан вывод о том, что, несмотря на все проблемы, с которыми сталкивается поведенческая экономика, проведенные исследования и эксперименты привносят новые знания экономистам, помогают в изучении аномалий в поведении экономического человека и дают ответы на вопросы об отклонении поведения от рационального при принятии экономических решений. Следует отметить, что поведенческой экономике потребуется время для формирования ее как самостоятельной области экономической теории.
|
Ключевые слова
|
поведенческая экономика, нейроэкономика, «экономический человек», принятие решений, рациональное поведение, ограниченная рациональность, теория перспектив
|