Авторы |
Галина Владимировна Суровицкая, доктор экономических наук, доцент, начальник отдела менеджмента качества, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40); профессор, Пензенский казачий институт технологий (филиал) Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет) (Россия, г. Пенза, ул. Володарского, 6) E-mail: gvs_kachestvo@inbox.ru
Лейла Айваровна Гамидуллаева, доктор экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: gamidullaeva@gmail.com
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Ключевые проблемы функционирования научно-образовательных центров мирового уровня, получивших государственную поддержку в 2019 и 2020 гг., связаны с недостаточной эффективностью взаимодействия их участников. Рассматриваются результаты анализа конкурентоспособности регионов Приволжского федерального округа, инициировавших создание таких центров, их ведущих университетов, а также существующие модели взаимодействия регионов и университетов. Материалы и методы. Для характеристики конкурентоспособности регионов-инициаторов использован индекс научно-технологического развития субъектов Российской Федерации, формируемого РИА Рейтинг, для характеристики конкурентоспособности университетов-участников – рейтинг «Инновации» Национального рейтинга университетов, формируемого Международной информационной группой «Интерфакс». Вместе с бенчмаркинговым анализом использован сравнительный анализ конкурентоспособности регионов-инициаторов и университетов-участников научно-образовательных центров мирового уровня. Результаты. Ряд исполнительных органов государственной власти регионов-инициаторов и их подведомственных учреждений получили статус управляющих организаций научно-образовательных центров. Реализация национальных проектов потребует внедрения механизмов проектного управления в практику управляющих организаций. Эффективность деятельности научно-образовательных центров мирового уровня зависит от уровня научно-технологического развития и качества инновационной политики регионов-инициаторов, что выражается соответствующими индексами, а также от позиции университетов-участников в рейтинге «Инновации» Национального рейтинга университетов, что может быть выражено соответствующими баллами. Выводы. В качестве инструмента повышения эффективности деятельности научно-образовательных центров мирового уровня предлагается модель взаимодействия регионов-инициаторов и университетовучастников, построенная с использованием основной концепции новой теории госу дарственного управления. При этом в практику взаимодействия предлагается внедрить хорошо зарекомендовавшие в бизнесе механизмы цифровой трансформации, проектного управления, риск-менеджмента в рамках систем менеджмента качества. Формированию данных механизмов в исполнительных органах государственной власти регионов будет способствовать реализация стратегий цифровой трансформации регионов. Для университетов-участников эффективной может оказаться реализация актуализированных программ развития в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Предложенная модель взаимодействия является инновационной для практики российских регионов.
|
Ключевые слова
|
регион, университет, научно-образовательный центр, взаимодействие, эффективность
|
Для цитирования:
|
Суровицкая Г. В., Гамидуллаева Л. А. Модель взаимодействия регионов-инициаторов и университетов-участников научно-образовательных центров мирового уровня // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2024. № 3. С. 21–29. doi: 10.21685/2227-8486-2024-3-2
|