Статья 2125

Название статьи

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ-УЧАСТНИКОВ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ МИРОВОГО УРОВНЯ 

Авторы

Галина Владимировна Суровицкая, доктор экономических наук, доцент, начальник отдела менеджмента качества, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40); профессор, Пензенский казачий институт технологий (филиал) Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет) (Россия, г. Пенза, ул. Гагарина, 11а), E-mail: gvs_kachestvo@inbox.ru

Аннотация

Актуальность и цели. На современном этапе готовится переход на новую систему высшего образования Российской Федерации. Для обеспечения эффективности образовательной деятельности в этих условиях необходимо задействовать механизмы на базе институтов развития инновационной деятельности. К последним относятся научно-образовательные центры мирового уровня, потенциал которых в ча- сти повышения эффективности образовательной деятельности университетов-участников изучен не в полной мере. Материалы и методы. Для характеристики конкурентоспособности регионов-инициаторов научно-образовательных центров мирового уровня использованы некоторые показатели рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации, формируемого Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», для характеристики конкурентоспособности университетов-участников – данные рейтинга «Образование» Национального рейтинга университетов, формируемого информационным агентством «Интерфакс», данные мониторинга эффективности вузов и данные независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности, которая проводится соответствующим Общественным советом при Минобрнауки России. Вместе со сравнительным анализом конкурентоспособности регионов-инициаторов и университетов-участников научно-образовательных центров мирового уровня проанализировано содержание программ развития университетов. Исследования проведены в срезе научно-образовательного центра мирового уровня «Инженерия будущего». Результаты. В ходе стратификации регионов-инициаторов создания данного научно-образовательного центра по итогам 2021 и 2022 гг. выявлены регионы со сравнительно высоким уровнем инновационного развития и высоким уровнем развития университетов-участников, дислоцированных на их территории. В программах развития ряда университетов отражены стратегические проекты, нацеленные на повышение эффективности образовательной деятельности за счет повышения уровня цифровой трансформации. Выводы. Научно-образовательные центры мирового уровня, созданные в рамках национального проекта «Наука и университеты», имеют хороший потенциал обеспечения эффективности образовательной деятельности университетов-участников в части образовательных программ, соответствующих направлениям научных проектам центров. Для университетов-участников эффективной может оказаться реализация актуализированных программ развития с позиций включения в стратегические проекты вузов мероприятий по трансформации образовательной деятельности в новых условиях.

Ключевые слова

университеты, образовательная деятельность, эффективность, научно-образовательный центр, регион

 

 Скачать статью в формате PDF

Для цитирования:

Суровицкая Г. В. Повышение эффективности образовательной деятельности университетов-участников научно-образовательных центров мирового уровня // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2025. № 1. С. 20–31. doi: 10.21685/2227-8486-2025-1-2

 

Дата создания: 15.05.2025 11:46
Дата обновления: 16.05.2025 08:24