Авторы |
Галина Владимировна Суровицкая, доктор экономических наук, доцент, начальник отдела менеджмента качества, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40); профессор, Пензенский казачий институт технологий (филиал) Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет) (Россия, г. Пенза, ул. Володарского, 6), gvs_kachestvo@inbox.ru
Дмитрий Игоревич Семин, соискатель кафедры физики, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), Dimitry.semin@gmail.com
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Предпринята попытка выявить скрытые возможности для развития системы высшего образования страны в условиях внешних вызовов за счет задействования потенциала развития региональных систем высшего образования. На современном этапе конкурентоспособность регионов в значительной степени зависит от уровня развития региональных систем высшего образования. Материалы и методы. В исследовании использованы данные Национального рейтинга университетов 2017–2023 гг., данные мониторинга эффективности вузов 2021, 2022 гг. Основными методами исследования являются методы бенчмаркингового анализа и методы оценки характера развития систем. В ходе исследования доказана целесообразность сегментации региональных университетов по двум группам: группа университетов – участников программы «Приоритет 2030», группа университетов, не вошедших в программу «Приоритет 2030», результаты деятельности которых превосходят аналогичные результаты участников программы. Результаты. Доказано, что конкурентоспособность региональных систем высшего образования в настоящее время зависит не только от деятельности университетов – участников программы «Приоритет 2030», но и в не меньшей степени от деятельности ряда университетов – потенциальных участников программы. Выводы. В региональных системах высшего образования группа университетов-лидеров определяет на современном этапе конкурентоспособность региональной системы высшего образования в целом. Проведенные исследования не отражают всей целостности картины группы университетов-лидеров, так как охватывают только участников Приволжского федерального округа. Работа представляет определенный интерес для исследователей высшего образования.
|
Ключевые слова
|
высшее образование, Приоритет 2030, регион, конкурентоспособность, показатели эффективности
|
Для цитирования:
|
Для цитирования: Суровицкая Г. В., Семин Д. И. Особенности региональных систем высшего образования Приволжского федерального округа // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2024. № 1. С. 21–31. doi: 10.21685/2227-8486-2024-1-2
|