Статья 2124

Название статьи

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 

Авторы

Галина Владимировна Суровицкая, доктор экономических наук, доцент, начальник отдела менеджмента качества, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40); профессор, Пензенский казачий институт технологий (филиал) Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет) (Россия, г. Пенза, ул. Володарского, 6),  gvs_kachestvo@inbox.ru
Дмитрий Игоревич Семин, соискатель кафедры физики, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40),  Dimitry.semin@gmail.com

Аннотация

Актуальность и цели. Предпринята попытка выявить скрытые возможности для развития системы высшего образования страны в условиях внешних вызовов за счет задействования потенциала развития региональных систем высшего образования. На современном этапе конкурентоспособность регионов в значительной степени зависит от уровня развития региональных систем высшего образования. Материалы и методы. В исследовании использованы данные Национального рейтинга университетов 2017–2023 гг., данные мониторинга эффективности вузов 2021, 2022 гг. Основными методами исследования являются методы бенчмаркингового анализа и методы оценки характера развития систем. В ходе исследования доказана целесообразность сегментации региональных университетов по двум группам: группа университетов – участников программы «Приоритет 2030», группа университетов, не вошедших в программу «Приоритет 2030», результаты деятельности которых превосходят аналогичные результаты участников программы. Результаты. Доказано, что конкурентоспособность региональных систем высшего образования в настоящее время зависит не только от деятельности университетов – участников программы «Приоритет 2030», но и в не меньшей степени от деятельности ряда университетов – потенциальных участников программы. Выводы. В региональных системах высшего образования группа университетов-лидеров определяет на современном этапе конкурентоспособность региональной системы высшего образования в целом. Проведенные исследования не отражают всей целостности картины группы университетов-лидеров, так как охватывают только участников Приволжского федерального округа. Работа представляет определенный интерес для исследователей высшего образования.

Ключевые слова

высшее образование, Приоритет 2030, регион, конкурентоспособность, показатели эффективности

 

 Скачать статью в формате PDF

Для цитирования:

Для цитирования: Суровицкая Г. В., Семин Д. И. Особенности региональных систем высшего образования Приволжского федерального округа // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2024. № 1. С. 21–31. doi: 10.21685/2227-8486-2024-1-2

 

Дата создания: 25.03.2024 15:03
Дата обновления: 25.06.2024 10:01