Авторы |
Никита Игоревич Сасаев, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической и финансовой стратегии, Московская школа экономики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (Россия, г. Москва, Ленинские Горы, 1, стр. 61), E-mail: msemsu@mail.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. В периоды нестационарности экономики неоднократно подчеркивается необходимость поиска долгосрочных ориентиров и будущих перспектив роста как для экономики государства в целом, так и отдельно ее составляющих элементов на каждом из уровней функционирования (государственном, региональном, отраслевом, корпоративном). Одним из таких элементов являются отрасли экономики. Опираясь на методологию отраслевого стратегирования, они способны выступать драйверами роста как смежных отраслей, так и социально-экономического развития всего государства. Отраслевое стратегирование – многосложный процесс, предусматривающий четко обозначенную последовательность этапов разработки и реализации отраслевой стратегии, также регламентирующий процесс обоснования долгосрочных ориентиров, который необходимо начинать со стратегического анализа трендов. Так как общая теория стратегии и методология стратегирования является относительно молодой наукой, а разработка и реализация отраслевых стратегий – одно из ее направлений, требуется уточнение и расширение его отдельных методологических положений, учитывающих отраслевые аспекты. В этой связи целью настоящего исследования является формулирование теоретико-методологических основ стратегического анализа трендов в контексте отраслевого стратегирования. Материалы и методы. Методологическим базисом публикации послужили исследования отечественной школы стратегирования, академика, иностранного члена РАН В. Л. Квинта. Также использовалась авторская методика отраслевого стратегирования и практический опыт разработки и реализации отраслевых стратегий. Результаты. В исследовании определены место и сущность стратегического анализа трендов в отраслевом стратегировании, уточнены виды и проведена типологизация трендов, структурирующие данный процесс. Описаны количественный и качественный подходы стратегического анализа трендов. Разработана и предложена авторская методика проведения стратегического анализа трендов в отраслевом стратегировании. Сформулированы стратегические принципы, обуславливающие эффективность методологии. Выводы. Сформулированные теоретико-методологические основы стратегического анализа трендов в отраслевом стратегировании и авторская методика проведения анализа позволяют расширить методологию поиска и обоснования долгосрочных ориентиров, повышая эффективность процесса разработки отраслевых стратегий.
|
Ключевые слова
|
отраслевое стратегирование, стратегический анализ трендов, стратегия, методологические основы, стратегические принципы
|
Для цитирования |
Сасаев Н. И. Теоретико-методологические основы стратегического анализа трендов в отраслевом стратегировании // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2021. No 4. С. 5–15. doi:10.21685/2227-8486-2021-4-1
Ссылка для цитирования на английском языке
|