Авторы |
Игнатьев Александр Анатольевич, доктор технических наук, профессор, кафедра автоматизации, управления,
мехатроники, Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина, E-mail: atp@sstu.ru
Добряков Владимир Анатольевич, кандидат технических наук, доцент, кафедра автоматизации, управления,
мехатроники, Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина, E-mail: atp@sstu.ru
Игнатьев Станислав Александрович, доктор технических наук, профессор, кафедра автоматизации, управления,
мехатроники, Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина, E-mail: atp@sstu.ru
Шамсадова Яха Шаидовна, соискатель, кафедра автоматизации, управления, мехатроники, Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина, E-mail: atp@sstu.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Одним из наиболее эффективных методов выявления дефектов в работающем оборудовании является вибродиагностический, в основе которого лежит регистрация виброакустических колебаний в динамической
системе станка, выделение спектральных составляющих и установление их связи с дефектами. Целью работы является обоснование возможности применения автокорреляционных функций виброакустических (ВА) колебаний в динамической системе станка при шлифовании дорожки качения колец подшипников для выявления дефектов в шпиндельном узле.
Материалы и методы. На основе предложенной модифицированной схемы динамической системы станка выполнен теоретический анализ возможности выделения основных частот вибраций, связанных с дефектами в шпиндельном узле, с использованием автокорреляционных функций (АКФ) зарегистрированных виброакустических колебаний.
Результаты. Предлагаемая методика обнаружения дефектов в шпиндельном узле шлифовального станка SIW-5 позволила распознать дефект, заключающийся в дисбалансе абразивного круга. Путем разложения АКФ в ряд Фурье можно установить наличие других дефектов подшипниковых опор шпиндельного узла.
Выводы. Теоретические и экспериментальные исследования ВА колебаний динамической системы шлифовальных станков показали, что с помощью АКФ можно достаточно эффективно отделить случайные составляющие колебаний от детерминированных, связанных с дефектами шпиндельного узла.
|
Ключевые слова
|
автоматизированный станок, динамическая система, вибро-акустические колебания, автокорреляционная функция, шпиндельный узел, выявление дефектов
|